25 января 2023 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 85 лет. Наш корреспондент Николай Герасимов приводит несколько малоизвестных фактов из жизни выдающегося певца, поэта и актера, сообщает Elitar.kz со ссылкой на kp.ru.
О Владимире Высоцком выпущено неимоверное количество книг и статей. Кажется, что сейчас все 42 года его яркой и богатой на события жизни задокументированы и описаны в мельчайших деталях. И порой возникает ощущение, что в России многие его рассматривают почти как местночтимого святого (хотя находятся и те, кто видит в нем лишь хриплоголосого алкоголика: когда улица в районе Таганки была названа его именем, это, как ни удивительно, вызвало волну возмущенных комментариев на сайтах некоторых газет).
Владимир Высоцкий с отцом и махехой. Фото: globallookpress
Но оставим это негодование на совести комментаторов. Конечно, святым Владимир Высоцкий точно не был. А вот поистине народным поэтом был. И в этом он может сравниться с очень немногими авторами в истории русской литературы — наверное, лишь с Пушкиным и Есениным.
1. Иосиф Бродский называл его лучшим поэтом России
С будущим нобелевским лауреатом Высоцкий встретился в Нью-Йорке. Иосиф Александрович внимательно слушал его стихотворения, а потом подарил ему сборник собственных, сделав надпись: «Лучшему поэту России как внутри нее, так и извне». Потом, комментируя творчество Высоцкого, Бродский восхищался богатством и сложностью его рифм.
2. Его песни пользовались большим успехом в Голливуде
Марина Влади в своих мемуарах вспоминает, как по поводу приезда ее мужа в Лос-Анджелес была организована вечеринка, на которую собрались крупнейшие голливудские звезды эпохи — Рок Хадсон, Пол Ньюмен, Грегори Пек, Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли… Высоцкий исполнил несколько своих песен. Актеры не понимали по-русски ни слова, но были зачарованы энергетикой певца.
«От твоего голоса их бросает в дрожь. Женщины невольно прижимаются к своим спутникам, мужчины курят…Некоторые даже и не пытаются скрывать своих чувств и, закрыв глаза, отдались во власть твоего крика. Ты исполняешь последнюю песню, и воцаряется долгая тишина. Все недоверчиво смотрят друг на друга. Все они в плену у этого человечка в голубом. Лайза Минелли и Роберт де Ниро задают тон, выкрикнув: «Потрясающе! Невероятно!» Все хотят пожать тебе руку, обнять тебя…»
3. Он держал обиду на некоторых режиссеров
Например, на Александра Митту, снявшего его в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил». Высоцкому эта история виделась трагической, а у Митты в итоге получилась легкая, элегантная почти сказка, в которую режиссер к тому же не вставил две песни Высоцкого, специально написанных для картины. Конечно, Митта был не виноват: у «Сказа…» возникли проблемы с цензурой, к тому же на худсовете заставили сделать односерийный фильм вместо двухсерийного — и при сокращении в корзину на монтаже полетели многие отличные сцены. И все-таки Высоцкий обижался.
Его друг Валерий Янклович рассказывал в интервью, что похожая ситуация произошла со Станиславом Говорухиным, не поставившим в «Место встречи изменить нельзя» песню «Баллада о детстве»; режиссер с Высоцким из-за этого рассорились и помирились лишь за несколько дней до смерти Владимира Семеновича.
А еще подобное случилось с Михаилом Швейцером, у которого из «Бегства мистера Мак-Кинли» выпало сразу несколько песен… Вообще же, как рассказывал Янклович, «в 29 картинах песни Высоцкого, специально для них написанные, не прозвучали».
4. Мог сыграть в «12 стульях» и «Земле Санникова»
Высоцкий снимался много. Но мог сыграть еще в большем количестве фильмов. Он проходил пробы в такие картины, как «Земля Санникова», «Прошу слова», «Емельян Пугачев», «Северная повесть», «Маршальская звезда», «Живет такой парень»… С «Землей Санникова» (для которой Высоцкий, кстати, написал «Коней привередливых») вышло особенно обидно: в последнюю секунду какой-то чиновник просто взял и вычеркнул Высоцкого из списка актеров. Говорят, на радио «Немецкая волна» поставили в эфир передачу с его песнями, причем объявили его диссидентом — и в результате он моментально попал в опалу. А он с большим трудом добился отпуска в театре, уже купил билет, чтобы лететь на съемки… В письме к Станиславу Говорухину он сообщал: «Чувствую, вырвут меня с корнем из моей любимой кинематографии, а в другую меня не пересадить, у меня несовместимость с ней, я на чужой почве не зацвету…»
А Леонид Гайдай уже утвердил Высоцкого на роль Остапа Бендера в «12 стульях». Но, как говорят, тут встала другая проблема: Высоцкий сильно пил. И Гайдаю пришлось заменить его Арчилом Гомиашвили.
50 лет фильму «12 стульев» Леонида Гайдая: Бендера мог сыграть Высоцкий, а Филиппов на съемках мучился страшными болями
До поры до времени Леониду Гайдаю не особо везло с экранизациями классики. Его дебютный фильм «Долгий путь» был снят по рассказам Короленко, но фильм этот и тогда особо не смотрели, и сейчас никто не помнит. А «Деловые люди», поставленные по новеллам О’Генри, почти сразу оказались в тени невероятно успешных «Операции Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки».
5. Брежнев слушал его концерт по телефону в больничной палате
Есть, кстати, версия, что Высоцкого лично ненавидел Михаил Суслов — всесильный кремлевский «серый кардинал», эта неприязнь и обеспечивала ему большую часть проблем с концертами и съемками.
По счастью, Леонид Брежнев относился к Высоцкому более благосклонно. Владимир Новиков в своей биографии Высоцкого пишет, что он однажды пел дома у его дочери Галины, а сам генсек, находившийся в это время в больнице, слушал песни по телефону. И говорят еще, что именно благодаря покровительству Брежнева Высоцкий в конце концов, через несколько лет после заключения брака с Мариной Влади, смог почти свободно путешествовать по другим странам.
6. Мечтал стать романистом и режиссером
Знавшие Владимира Семеновича говорили, что за несколько лет до смерти он начал думать о том, чтобы перейти с поэзии на прозу, начал писать рассказы и сценарии, мечтал о романе. Потому что песни под гитару, вообще позиция автора-исполнителя становилась ему тесна. А еще он мечтал сам ставить фильмы, и его дебютом должен был стать «Зеленый фургон» по повести Александра Козачинского. Да-да, это тот самый «Зеленый фургон», в котором потом снялся Дмитрий Харатьян. В творческом объединении «Экран» Высоцкого утвердили в качестве режиссера, но это произошло, когда жить ему уже оставалось считаные дни.
Кстати, для разминки Высоцкий поставил вместо Говорухина несколько сцен в «Месте встречи…» И именно он подсказал Говорухину и братьям Вайнерам знаменитый сюжетный ход с фотографией Вари на двери подвала в пятой серии.
7. Однажды его чуть не посадили за изнасилование
Это один из самых драматичных эпизодов в судьбе Высоцкого, о котором он до конца дней вспоминал с ужасом. Он находился на съемках в Одессе, и его задержали по обвинению в изнасиловании девочки. Кровь насильника под ногтями жертвы совпала по группе с кровью Высоцкого (ДНК-тесты тогда, конечно, еще не делали). А сам преступник, которого заметили свидетели, вроде бы смахивал на певца. У Высоцкого было абсолютное, стопроцентное алиби, которое могли подтвердить десятки человек: весь этот день он снимался в ста километрах от места преступления. Но, как пишет в своей книге Марина Влади, одесское начальство Высоцкого ненавидело и мечтало с ним рассчитаться за его «едкие песни». Похоже, «повесить» на популярнейшего певца преступление казалось красивым и эффектным. Как часто бывало в жизни Высоцкого, ему помог поклонник, офицер КГБ: пришел к нему в гостиницу и посоветовал потихоньку исчезнуть, а потом быстро собрать доказательства своей невиновности и предъявить милиционерам. Так Высоцкий и сделал — после чего посадить его при всем желании уже не могли.
8. Лечил алкоголизм наркотиками
Еще одна драматическая, и совсем уже мрачная история. Как известно, Высоцкий сильно переживал из-за своей алкогольной зависимости (как, впрочем, переживали все, кто его знал и любил). Он пытался лечиться, ему вшивали препарат эспераль, но через какое-то время следовал срыв. Марина Влади писала: «Очевидно, после очередного срыва ты по преступному совету одного приятеля впервые вкатываешь себе морфий: физическая боль после самой жуткой пьянки – это ничто в сравнении с психическими мучениями. Чувство провала, угрызения совести, стыд передо мной исчезают как по волшебству: морфий все стирает из памяти. Во всяком случае, в первый раз ты думал именно так. Ты даже говоришь мне по телефону с мальчишеской гордостью: «Я больше не пью. Видишь, какой я сильный?» Я еще не знаю цены этой твоей «силе». Несколько месяцев ты будешь обманывать себя. Ты прямо переходишь к морфию, чтобы не поддаться искушению выпить».
Как известно, именно зависимость от морфия сыграла роковую роль в судьбе Владимира Семеновича.
9. Запись спектаклей Театра на Таганке существует только где-то в Болгарии
Увы, большинство легендарных спектаклей Театра на Таганке, где играл Высоцкий, канули в вечность (или существуют сейчас лишь в виде аудиозаписи). Но болгарский театровед Любен Георгиев сообщает, что лично занимался съемками спектаклей «Гамлет» и «Добрый человек из Сезуана» во время гастролей театра в Софии в 1975 году. По его словам, снимать было крайне сложно — потому что пленка была плохая, а на сцене во время спектаклей Юрия Любимова было очень темно (и режиссер запрещал ставить софиты, считая, что это испортит его замысел). Георгиеву пришлось пойти на обман, поставив прожекторы самостоятельно и не пуская Любимова в театр во время представления. «Дело было сделано, и сейчас Болгарское телевидение, и только оно, располагает двумя уникальными записями. Они еще не были в эфире — долгое время их считали пропавшими или стертыми, — но эти записи нашлись и хранятся теперь в нашем золотом фонде» — писал Георгиев в 1991 году, в своей книге о Высоцком. Вот только, похоже, за пределы Болгарии эти уникальные записи так и не вышли — в русском интернете можно найти лишь фрагменты.